В субботу у Ильи случился день рождения, и по совместительству в наши края наконец-то пришли школьные каникулы (я уже, честно сказать, замучилась ждать). Буквально накануне детям выдали отчеты об их успехах в течение года.
— Смотри-ка, Илья, у тебя тут написано, что ты мог бы стать великим спортсменом, но только в индивидуальных видах спорта, потому что ты совсем не командный игрок. Это как они поняли, а?
— Не знаю… Но вообще не люблю я всю эту командную работу, когда надо объединяться в группы и что-то там делать.
— Да я тоже не люблю, — вступает Яся, — но не надо же этого показывать.
— А у тебя, к слову, что написано, моя скрытная дочь? – и я начинаю читать ее отчет. – А, вот, и правда: умна не по годам.
— Что, так и написано?
— Ну, да: «У нее есть всесторонняя интуиция и ум, которыми обычно не обладают ее сверстники. Яся продемонстрировала отличные лидерские качества – ее группа всегда выполняла задания на самом высоком уровне. Учить Ясю в этом году было одним удовольствием.» Слыхал, Илья?
Но Илья ничего не слыхал, потому что давно убежал играть в футбол.Несмотря на то, что школа (на самом деле во многом вполне справедливо) считает его некомандным игроком, футбол – его пламенная страсть. На поле рядом с нашим домом 13-15-летние подростки частенько (примерно каждый день) играют в футбол. Детей Илюхиного возраста там никогда не бывает – они еще не ходят гулять без родителей, но поле начинается в буквальном смысле за нашим домом, поэтому Илье можно и одному. И вот весной он заприметил там футболистов. Начал он издалека – приходил и просто садился рядом (в моем детстве всегда были такие мальчики и девочки, которые стояли у качелей, как ветошь, и молча смотрели на тебя). Когда его идолы вполне привыкли к нему как к элементу ландашфта, Илья попросился в игру. Ребята они в общем не злобные – посматривают на него немного свысока (а как еще?), но не прогоняют и время от времени дают сделать пару пасов. И вот он упорно ходит туда каждый день. А когда мы (всей семьей, не исключая собаки) наконец загоняем его домой, приглашая, например, насладиться семейным просмотром какого-нибудь художественного кинца, Илья упрямо качает головой, садится в другом углу комнаты и смотрит в наушниках видеотрансляции футбольных матчей. Такова сила любви!
Отчасти желая немного разнообразить их увлечения, а отчасти – реализовать свои амбиции через детей, в апреле мы записали обоих в парусный клуб. Впрочем, про Илью сказали, что он сможет присоединиться только, когда ему исполнится семь лет, потому что страховка клуба не распространяется на совсем уж малолетних. Яся же начала по субботам ходить на занятия. Через пару раз Илюхина физиономия на берегу всем примелькалась, и кто-то из администрации нам сказал: «Да ладно, пусть ходит, просто говорите при регистрации, что ему семь». Илья сходил пару раз, но не зафанател – уже через час ему становилось холодно и капризно. В целом было ощущение, что он не до конца понимает механизм управления лодкой. Я предложила сделать перерыв, и он еще с месяц посидел на берегу. Наконец в какой-то из дней я уговорила его попробовать еще раз, и случилось ну, не чудо, но латентное научение – он сел в лодку и уверенно пошел по не слишком чистой водной глади, уверенно маневрируя среди водорослей, гусей и уток. Вернулся более чем победоносно и заявил: «В следующий раз я пойду на Тере!»
Тут необходимо сделать отступление. Детские лодки бывают разных классов. Самые маленькие и устойчивые – Оптимисты, практически все начинают на них, следующие за ними – Теры, потом Топперы и так далее. Чем больше лодка, тем она более шустрая, более маневренная и менее устойчивая, и многие дети по несколько лет ходят на Оптимистах и не гундят, пока не перестанут в них помещаться. Но не таков наш Илья. Ему очень хочется выигрывать, непременно быть первым (именно поэтому в школе его считают некомандным игроком), поэтому после своего первого, по-настоящему удачного прохода он сказал:
— В следующий раз я пойду на Тере!
— Какая тебе Тера?! Ты вообще тут нелегально! – воскликнул Андрей.
— Не нелегально, а инкогнито. Он будет Тера инкогнито, — добавила я, и мы засмеялись.
И только Илья не смеялся – во-первых, потому что не понял шутку, а во-вторых, потому что он не шутил.
В субботу ему наконец исполнилось семь лет, а в понедельник он впервые совершенно легально пошел в парусный лагерь, где даже получил весло. Во временное пользование. В общем чтоб я так жил. А Илью с днем рождения! Надеюсь, что в последующие годы он сумеет проникнуться командным духом, не утратив амбиций, настойчивости и воли к победе.